Последний проект выдающегося куратора Виталия Пацюкова наполнил нежностью галерею «Беляево»

Oднaжды в растопырки Витaлия Пaцюкoвa пoпaлa мaлeнькaя книжицa — рaзмeрoм с лaдoнь. Нeвeсoмaя в физичeскoм смыслe, нo нeвeрoятнo знaчимaя в эмoциoнaльнoм. Эту книгу нaписaлa Eлeнa Утeнкoвa-Тиxoнoвa, a иллюстрирoвaл ee мужик Миxaил Тиxoнoв. Oнa рaсскaзывaeт истoрию путeшeствия Миxaилa и eгo сынa Aндрюши нa рoдину прeдкoв — в гoрoд Eфрeмoв Тульскoй oблaсти. Здeсь, у дoмa тeти Люси, рaстeт стaрaя яблoня — с нee пoслe вoйны, кoгдa сeмья лишилaсь всeгo, Тиxoнoвы нaчaли нoвую пир (жизненный), сoxрaнив пaмять o прeжнeй. Пaмять o тex, кoгo ужe нeт, o тoм, чтo кaнулo в Лeту, так сохранилось в общем семейном ДНК. Сказ передает ощущения мальчика, какой-либо постепенно погружается через простые добро и живое общение в воспоминания поколений, а лейтмотивом сего погружения становится образ яблони. Прочитав эту книгу, Виталя Пацюков решил перевести ее держи визуальный язык. К сожалению, соединение осуществили уже без него…

Расчет о памяти, конечно, посвятили его куратору — самобытно и символично, что он собственными глазами (видеть) выбрал тему и задал склад художественного повествования. В галерее «Беляево» его посчастливилось передать очень точно. Эмоция нежности и ностальгии охватывает тогда сразу — стоит только залететь в первый зал. На фоне темных стен ты да я видим черно-белые аппарат старого фильма, где крупным планом — наливные яблоки. В противоположность — живопись Елены Утенковой-Тихоновой: деревенская заедание в поле, уходящий поезд, растворяющийся посреди полей, сельские дороги, ведь размытые дождем, то утопающие в мягкой зелени, в таком случае заснеженные и притоптанные… Эти простые деревенские пейзажи (тутовое же становятся родными. Они написаны, как в дымке, в духе сфумато, со свойственной этой технике плавностью, легкостью и глубиной. А чисто портрет семьи на фоне стирающихся в облаках деревьев — питтура кольта ловит ускользающие лица. Рядышком яблочный сюжет — девушка бредет вдоль саду среди плодов, которые блестят держи деревьях, словно утренняя осадок. Уютная камерная живопись Елены созвучна большим медитативным картинам Михаила, что они совсем другие в области технике. Эти почти абстрактные черновато-белые работы, но равным образом наполненные воспоминаниями. Кое-идеже, среди почти стертых образов простых житейских предметов, вклеены обрывки изо журналов по искусству, эдак что неопознанные шедевры с далекого прошлого смешиваются с прошлым, условно недавним.

Возьми ткань, отделяющую первый мантапам от второго, проецируются обрывки уже одного старого кино — ровно по занавеси снова «струится» яблочный спаситель. Второй зал — белый. Тут. Ant. там пространство наполнено еще сильнее крупными полуабстрактными работами Михаила Тихонова, созданными нате невесомой ткани — спанбонде, которым естественно укрывают грядки. Есть вроде рисунков Андрюши, которые батя «перевел» в большой формат. А снова два видео: на одном позволяется видеть ту самую яблоню, сколько растет в саду тети Люси, получи втором — черно-белые фотографии семьи. И далеко не важно, что зрителю сии люди не знакомы, у каждого изо нас есть такой но старый альбом со снимками ушедших родных и близких. Автор можем их не запечатлиться в (память, но они незримо присутствуют в нашей жизни, прорастают насквозь генетическую память. Здесь, в живописном пространстве воспоминаний перед легкую музыку это ощущается куда ясно и тонко.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.