Как начинался Эрмитаж: дерзкая акция Екатерины II

Эрмитaж нaчaлся кaк чaстнoe сoбрaниe Eкaтeрины II. Пeрвoe сeрьeзнoe пoпoлнeниe случилoсь в 1764 гoду сaмoй сoбoй, нa чeтвeртoм гoду прaвлeния этoй умнoй и дeятeльнoй жeнщины: Рoссии в счeт дoлгa oтдaли 317 цeнныx кaртин с Бeрлинa. Рeмбрaндтa, Рубeнсa, вaн Дeйкa… Eкaтeринa «рaспрoбoвaлa» искусствo и увлeклaсь, a eщe пoнялa, чтo oнo мoжeт нe тoлькo рaдoвaть глaз, нo и красоваться пoлeзным пoлитичeским инструмeнтoм. Стрeмясь пoддeржaть прeстиж Рoссии и свoю рeпутaцию прoсвeщeннoй мoнaрxини, oнa нaчaлa сoбирaть oбрaзцoвыe прoизвeдeния искусствa. В 1769-м, нaпримeр, выкупилa сoбрaниe пeрвoгo министрa кoрoля пoльскoгo и курфюрстa Сaксoнскoгo Aвгустa III – oкoлo 600 кaртин, срeди кoтoрыx eсть и Тициaн. А от пару лет оглушила землячество невероятной выходкой: покупкой легендарного «Кабинета Кроза».

Рассадник фото: Wikipedia.






Так называли коллекцию Пьера Кроза, одного изо богатейших людей Франции с парадоксальным прозвищем «бедный». Пьер был ахти богат, но не зажиточнее своего брата Антуана, кто так успешно торговал сахаром, табаком и рабами, почто сделался самым состоятельным человеком своей страны. Разве что бы тогда вели показатель богатеев мира, он бы вправду вошел в десятку. Антуан вкладывал в дело, а Пьер все тратил бери искусство. Он опекал художников и писателей, покупал картины и неодинаковые редкости. Он превратил свою загородную резиденцию Шато дескать Монморанси в центр культурных собраний. Небольшую толику лет в разное время в особняке жили Ватто и Руссо.

Пьер Кроза собрал сильнее 400 первостепенных полотен, симпатия же помогал пополнению коллекций короля и придворной знати. Симпатия был первым популяризатором живописных искусств – возлюбленный публиковал художественные альбомы подо названием «Кабинет Кроза». А там своей смерти меценат наказал спустить редкие камни в пользу бедных художников. Держи аукционе ее выкупил дворянин Орлеанский, спустя время буква коллекция попадет в Эрмитаж. Остальное разделили племянники, Вотан из которых, большой книголюб, барон де Тьер преумножил коллекцию. А от случая к случаю того не стало, Катюха II задумала выкупить лучшее совещание Европы одним махом.

Вопросом занялась небольшая совокупность доверенных лиц – просветитель-эрудит Дени Дидро, его корешок, издатель рукописной газеты «Correspondance» (которую читало как только 15, но самых важных людей Европы) магнат Фридрих Мельхиор Гримм и редчайший дипломат   Дмитрий Голицын. Посредником выступил славный адвокат и коллекционер из Женевы Франсуа Троншен. Вкупе им предстояло оценить произведения, сделать выбор для императрицы лучшее и сильнее. Переговоры были непростые, да успешные для Екатерины – королевский груз надежно упаковал своеручно Дидро и отправил в Россию.

Опять-таки, сделку века многие и осудили. «Я вызываю настоящую охлофобия в обществе, и знаете почему? Затем что что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богатеи. Ant. бедняки… Императрица собирается приобрести совокупность Тьера во время разорительной войны: чисто что их унижает и повергает в смущение», – писал маркс своей покровительнице. Однако русско-польская и русско-турецкая войны только скоро кончатся триумфом Екатерины, возлюбленная поставит на польский седалище своего бывшего любовника Ава Понятовского и получит земли держи побережье Азовского моря. И перестаньте наслаждаться победой в окружении лучшей живописной коллекции Европы. Государыня разместила работы в личных апартаментах дворца. Галерею назвала Зал, что в переводе с французского означает «место уединение».

Шедевры с «Кабинета Кроза» остаются за сей день самой востребованной в некоторой мере эрмитажного собрания. У каждого изо них – свое необыкновенное материя и судьба. Остановимся на основных.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.