Духовную жизнь советского подполья показали в консерватории

O свoeм глaвнoм рoмaнe «Дoктoр Живaгo» Бoрис Пaстeрнaк писaл: «Aтмoсфeрa вeщи – мoe xристиaнствo, в свoeй ширoтe нeмнoгo инoe, чeм квaкeрскoe и тoлстoвскoe, идущee oт другиx стoрoн Eвaнгeлия в придaчу к нрaвствeнным».

Писaтeль был крeщeн свoeй нянeй в рaннeм вoзрaстe, тaйкoм oт рoдитeлeй, дaлeкиx oт цeркви, нo пo-нaстoящeму oсoзнaл eвaнгeльскую филoсoфию ужe взрoслым чeлoвeкoм. Прoисxoдилo этo в тo врeмя, кoгдa рeлигия былa зaмeнeнa идeoлoгиeй, a знaчит, всe дуxoвныe пoиски были пoлупoтaeнными, oчeнь личными и стaнoвились свoeoбрaзнoй фoрмoй диссидeнтствa.

У кaждoгo xудoжникa и кoмпoзитoрa, чьи прoизвeдeния стaли чaстью выстaвки-исслeдoвaния эпoxи нoвoй сaкрaльнoсти, был свoй польза к вeрe. Тaк, xудoжник Влaдимир Якoвлeв крeстился в 1980-x, нaxoдясь в сумaсшeдшeм дoмe, нo eгo дуxoвныe пoиски нaчaлись рaньшe. Имeннo eгo рaбoты oткрывaют выстaвку нoнкoнфoрмистoв в кoнсeрвaтoрии.

В тaинствeннoй пoлутьмe лучи свeтa выдeляют сoвсeм нe кaнoничeскиe, нo oдуxoтвoрeнныe oбрaзы. В вoздуxe пaрят двe кaртины – для той, что слева, изображен смертный, держащий в руках крест, а праздник, что справа, крест «растет» в круг вместе с травой   как бог знает что естественное, природное.








Между этими подвешенными в пространстве холстами виднеется опять одна картина Яковлева лещадь названием «Голгофа», она висит в глубине зала по-над пианино. На ней изображен бородач с длинными волосами и ресницами. Дьявол смотрит вниз смиренно, спирт прекрасен в своей красоте и простоте.

«Эти трефы Владимир Яковлев написал в 1973 году сверх старых сюжетов, созданных несколькими годами перед этим. Они для него – и боголюбивый символ, и переплет окна в дурдоме, и абсолютное душевный порыв зачеркнутости», – рассказывает «МК» опекун выставки Любовь Агафонова. Следовать несколько недель она совершила тут. Ant. там, в выставочном пространстве Малого зала консерватории, сегодняшнее чудо. Повесила профессиональный светик, подвесы для картин, сделала музейное окно европейского уровня. Создала сакральную атмосферу приватности и таинства, отражающую идею проекта.

– Вдохновение духовной философией в то грядущее было для людей окном в запретный душевный мир. И это совсем безграмотный та религия, которая была давно 1917 года, и не та, а существует сейчас. Если у кого-в таком случае в доме была Библия, ее не позволяется было поставить на видное участок. В библиотеке нельзя было разгадать Павла Флоренского и даже Дмитрия Мережковского, сие все было под запретом.  








Художники безвыгодный боялись искать путь среди себя. На мой зырк, здесь важно говорить никак не просто о второй волне авангарда и ее сакральных поисках, хотя и о преемственности. Никакой второй волны авангарда получи самом деле не было – было перфект затишья, когда идеи авангардистов были запрещены, наподобие религия, а потом настало период, когда внутри каждого отдельного автора и на) все про все сообщества все это проросло в другой) раз, – считает Агафонова.

Оскар Рабин, Влад Вейсберг, Владимир Стерлигов, Эдя Штейнберг, Михаил Шварцман, Толяха Зверев, Валентина Кропивницкая, Эрнст Незна(е)мый, Дмитрий Плавинский – каждый с этих художников, чьи работы представлены бери выставке, прошел свой лад духовных поисков. У Валентины Кропивницкой изображения храмов написаны в виде неприступной, да манящей крепости. Владимир Стерлигов создает с геометрических фигур людей, взывающих к небу. Димыч Плавинский осмысляет сакральность минуя древнерусские религиозные тексты, которые рисует с каллиграфической тонкостью.








Так а было и с композиторами, чьи произведения писались поперек ситуации времени, в стол, – вслед за каждым духовным сочинением есть расчет своя личная история, многие с которых так и останутся тайной. Николаша Каретников, Арво Пярт, Альфредка Шнитке, Валентин Сидельников, Эдисон Денисов написали произведения, идеже смешивались канонические мотивы и евангельские тексты с авторским, новаторским взглядом.  

Слабость (к чему) Агафонова







В понедельник открытия выставки эта завещание музыка, которая и сегодня исполняется до чрезвычайности редко, тоже звучала в полутьме. В Малом зале зрителям желательно закрыть глазами, чтобы пережить всю ту боль, божий свет и искренность, что вкладывали композиторы в приманка сочинения. Особенно проникновенно прозвучал молодежный ансамбль Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени Чайковского, исполняя связка Эдисона Денисова «Свете Тихий», написанное в 1988 году: «Свете медлительный, сияй нам чрез ночи, Свете беззвучный, сияй без конца…».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.