Слияние двух музейных центров привело к глобальным изменениям

Галерея «РОСИЗО». Фото: rosizo.ru

До слияния ГЦСИ руководил Михаил Миндлин, он же основал музей в 1992 году, обзавелся филиалами в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе, Самаре и Томске. Посягнул на строительство площадки на Ходынском Поле, символический камень которой заложили министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин в 2014 году. Еще Миндлин запустил первый в России конкурс в области современного визуального искусства «Инновация».

Все это звучит впечатляюще, но выглядит иначе. За 20 лет, по словам опрошенных «МК» экспертов и завсегдатаев музеев, ГЦСИ не представил в Москве ни одной громкой и одновременно зрелищной выставки. Большинство филиалов давно нуждаются в реконструкции, а некоторые из них находятся в непотребном состоянии. Так, например, музей в Калининграде больше года простоял без кровли и заливался дождем. Музей на Ходынском, для которого государство выделило землю и уже более 300 млн рублей, дальше проектирования не ушел. Премия «Инновация», предполагающая открытие новых имен и передовых проектов, стала достаточно предсказуемой, поскольку вручается уже прогремевшим художникам или любимчикам членов жюри.

Видимо, не только это беспокоило Мединского, раз он решил объединить организации с разными ДНК и избавиться от Миндлина. Как нам стало известно от источника в Минкульте, некоторых там «начало раздражать, что г н Миндлин был неконтролируем в финансах». До того, что этим летом после отстранения от должности к нему нагрянула ФСБ, но вроде как ничего не нашла. Общественность этим не успокоилась и пустила по просторам Интернета таблицу доходов руководителей учреждений культуры за 2014 год, где Миндлин занимает почетное второе место (после Валерия Гергиева) с 58 миллионами.

Сейчас Миндлин возглавляет Музей древнерусской культуры им. Рублева, а ГЦСИ в составе РОСИЗО руководит бывший военный, финансист по образованию и единоросс Сергей Перов. Многие были в шоке от одной мысли, что чуть ли не за половину современного искусства страны будет отвечать человек, который никогда не имел с ним дела. Однако, как оказалось, творческой структуре пошел на пользу трезвый и расчетливый ум. Вот что уже начал и продолжит делать Перов в этом году.

Первым делом он адекватно оценил масштабы проекта и понял, что одним исполнительным директором тут не обойтись. Сформировал шесть подразделений: по спецпроектам и развитию, по выставочной деятельности, по региональному развитию, по учету хранения фондов, по научной работе, дирекцию столичного ГЦСИ. Его главное здание на Зоологической, 13, стр. 2, сейчас реконструируют. Ремонт в нем проходил относительно недавно, но малые по размеру выставочные залы пока не пригодны для крупных выставок.

А они будут! Их покажут филиалы, в распоряжение которых отдается здание. Наконец-таки в столице смогут узнавать, что за два десятка лет накопили филиалы. Кстати, реконструкция многих из них уже началась и должна закончиться максимум в 2018 году. В ближайшее время к региональным филиалам прибавятся музеи в Крыму и Владивостоке, выставки которых тоже будут проходить в главном здании ГЦСИ. Офисы музея и лекционный зал переедут из 2 го строения в 1 е, в дом Поленова. Еще после ремонта откроют двор и строения 3, 4, 5, где запустят детские студии.

Самые ударные выставки будут проводить в галерее РОСИЗО. Так, сегодня в ней открылся проект «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин». После этой экспозиции площадка закроется на короткую реконструкцию. За это время РОСИЗО проведет выставки в самых разных арт-институциях мира: от московских музеев Глинки и ГМИИ им. Пушкина до лондонской Королевской академии искусств и национального музея в Цюрихе.

Еще по плану у ГЦСИ и РОСИЗО — перезапуск премии «Инновация», подготовка московской Международной биеннале молодого искусства, открытие павильона «Книги», где представят полную подборку специализированной литературы… Что касается музея на Ходынке, то если в последние годы власти вообще не хотели его финансировать, то после прихода Перова, которому удалось убедить чиновников в необходимости новой арт-институции, ее решили возводить по схеме государственно-частного партнерства. После всего этого кажется: слияние было для ГЦСИ жизненно необходимо.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.