Победа «Салюта 7» подтвердила: главное на «Золотом орле» — спецэффекты

Кaдр из фильмa «Сaлют-7».

Цeрeмoнию трaдициoннo oткрыл министр культуры Влaдимир Мeдинский и, кaк вoдится, прoизнeс рeчь вo слaву oтeчeствeннoгo кинeмaтoгрaфa: «Oпять скaжут, чтo министр, кaк всeгдa, ничeгo нe пoнимaeт в кинeмaтoгрaфe, но… Главный лауреат этого года — весь российский кинематограф. То кино, которое вы делаете, оно выше общемирового уровня, потому что вы его делаете сердцем и душой». Наверное, поэтому под него и производятся зачистки, сдвигаются релизы зарубежных фильмов, обваливается кинорынок в целом и насаждается родной кинопродукт, в большинстве своем такой, что хоть глаза закрывай. Но мы все равно выше и краше всех. Все это происходило на фоне фарса, развернувшегося вокруг выхода франко-британской картины «Смерть Сталина», о которой робко упомянул один лишь Гоша Куценко. Он пошутил, сказав о том, что не видел картины и теперь, скорее всего, ее и не увидит. Но шутка не прошла.

Под финал церемонии устроители «Золотого орла» приготовили сюрприз, как это уже бывало. Лучшим фильмом стал тот, на кого большинство бы и не подумало, а возможно, никогда и не голосовало. Это «Салют 7» Клима Шипенко, мимо которого проплыли все другие награды, но все равно он объявлен лучшим. Приз вручала Светлана Дружинина, как всегда энергичная и красивая. Она смело вошла в «клетку с тигром» вместе с новоиспеченным лауреатом «Золотого орла» за вклад в кинематограф Александром Калягиным. Предполагается, что академики Национальной киноакадемии под официальным предводительством 90 летнего кинорежиссера Владимира Наумова и теневым — Никиты Михалкова выбрали лучший фильм из пяти. Это «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Большой» Валерия Тодоровского и два космических конкурента — «Время первых» Дмитрия Киселева и «Салют 7» Клима Шипенко. Ну и отдали предпочтение последнему, тем самым подтвердив репутацию мастеров по спецэффектам. «Фокусы» показывали со сцены практически весь вечер, пытаясь что-то поджечь и так далее. В отношении многого из того, что происходило, вспоминались слова ушедшего театрального режиссера Петра Фоменко. Их привел со сцены Александр Олешко. Как-то Фоменко спросили, не смущает ли его слово «нафталин» в свой адрес. А он ответил: «Что вы! Вокруг так много моли». Этого добра хватало и на «Золотом орле» — запредельно отжившего, ужасающего, как исполнение Валерией песни Владимира Высоцкого. Это был уже край. Полученный присутствующими на церемонии стресс после такого «фокуса» перекрыл все другие эмоции.

«Лучшая режиссерская работа» — у отсутствовавшего Андрея Звягинцева. Он угодил в больницу после бесконечных перелетов по Америке в преддверии и после «Золотого глобуса». Продюсер Александр Роднянский получал за него награду со словами о том, что Звягинцев не делает острые фильмы, как кто-то считает. Он всматривается в человека и знает, что люди хороши от рождения. А вот о том, что происходит с ними потом, мы можем только самостоятельно рассуждать. Но это уже не из речи Роднянского. И это была единственная награда «Нелюбви». Понятное дело, Америка нам не указ со своими «Глобусами» и «Оскарами». У нас свои предпочтения.

За лучший сценарий отметили совсем уж неожиданно Анастасию Пальчикову за «Большой» Валерия Тодоровского, к которому много претензий и который напоминает «отжим» телесериала. «Вручантка» Виктория Токарева, узнав о результате, спешно покинула сцену. Возможно, у нее были свои причины. Чуть раньше она пыталась объяснить залу, почему лучшими сценаристами становятся женщины: у них больше терпения.

В номинации «Лучший неигровой фильм» из трех претендентов академики выбрали картину «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» Олеси Фокиной о трагической судьбе их коллеги, которую повторили и его товарищи, добровольно ушедшие из жизни. Традиционно неигровая номинация представлена не широко, словно те, кто отбирает фильмы, не ведают о существовании актуальной документалистики. Жаль, что остался незамеченным «Про рок» Евгения Григорьева, с потрясающим юмором рассказывающий о судьбе отечественного рока, его основоположниках и тех, кто приходит им на смену. Олеся Фокина, получая награду, сказала о том, что Шпаликов делал кино без усилителей вкуса, как теперь говорят в кулинарной сфере. Она права. То среднее и заурядное, что пытаются нам втюхать как лучшее в мире, сплошь построено на заменителях и подменах. А некоторые из его пропагандистов как раз сидели в первых рядах у сцены. В анимационной секции, по счастью, лидировал трогательный маленький фильм «Два трамвая» Светланы Андриановой, снятый по строкам Мандельштама и конкурировавший с отечественными «мультблокбастерами».

фото: Светлана Хохрякова
Елизавета Боярская стала лучшей актрисой телесериалов на» Золотом орле»

фото: Светлана Хохрякова
Ирина Горбачева — лучшая актриса полнометражного кино.

За актерские работы отметили Ирину Горбачеву в «Аритмии» (она обошла Алису Фрейндлих и Марину Неелову) и Евгения Миронова во «Времени первых» — это в кино, а в сериалах — Елизавету Боярскую в «Анне Карениной» и отсутствовавшего по болезни Сергея Пускепалиса в «А у нас во дворе». Евгений Миронов несказанно рад тому, что начал вторую жизнь в кино, что теперь он не просто актер, но и продюсер, сам инициирует и создает кино. Он шутил по поводу отсутствия домогательств на проекте: ни у Ильина с Хабенским, ни у кого-то другого ничего такого не было. Выдающийся артист Владимир Ильин за роль авиаконструктора Сергея Королёва получил «Золотого орла» за лучшую роль второго плана, хотя она, безусловно, первого, и многое определила во «Времени первых». Алису Фрейндлих отметили тоже за «второй план» в «Карпе отмороженном» Владимира Котта. Награду получал ее внук и продюсер Никита Владимиров, очень похожий на свою знаменитую бабушку.

«Анна Каренина» Карена Шахназарова стала «Лучшим телефильмом или мини-сериалом (до 10 серий)», за что счастливый лауреат благодарил Толстого, к которому удалось прикоснуться, и молодых актеров, подтверждающих тот факт, что русская актерская школа никуда не делась. Елизавета Боярская в свою очередь благодарила Карена Шахназарова за безоговорочное единство взглядов на Каренину, за то, что поверил и доверил, а также своего театрального «отца» Льва Додина, отпустившего на год на все четыре стороны, понимая, что значит получить роль Анны Карениной. Прочитав впервые роман, Боярская предчувствовала, что когда-нибудь сыграет Анну на сцене или в кино. А теперь она поделилась особенным ощущением, когда рядом самый лучший мужчина — муж Максим Матвеев и при этом он же самый лучший партнер.

На дистанции свыше 10 серий победили «Оптимисты» Алексея Попогребского. Будучи представителем авторского кино, он признался, что огромный сериальный забег ему понравился, и если раньше он работал с двумя актерами, как это было в «Простых вещах», то теперь их было 230. Алексей не прочь повторить этот опыт. Да и для продюсеров взяться, по сути, за артхаусный сериал было смело. Один из них — Антон Златопольский — назвал этот проект наглым экспериментом. Сам он не сходил весь вечер со сцены. Культ одного федерального канала, который он представляет, столь явно прежде не проявлялся, как и культ одной личности. Константин Эрнст, должно быть, нервно курит.

После церемонии «МК» поговорил с фаворитом «Золотого орла» — режиссером фильма «Салют 7» Климом Шипенко.

— Удивились тому, что произошло?

— Да, конечно. Так как награды у нас обычно получают артхаусные фильмы, я думал, что они и станут победителями. А нам, получившим кассу, награды не дадут.

— Лучшим должен быть фильм, у которого лучшие составляющие. Но вашу картину не отметили ни в одной номинации. Разве это не странно?

— В мировой истории бывали подобные случаи. Например, «Арго», ставший на «Оскаре» лучшим фильмом. При этом Бен Аффлек не был даже номинирован как лучший режиссер. Но это действительно странно. Вроде как фильм сам написал сценарий и музыку, сам себя снял. Я даже не пытаюсь в этом разбираться.

— Вы уж меня извините, но, может быть, устроители премии захотели отличиться и сделали неожиданный ход? Пока все ждут наград для «Аритмии» или «Нелюбви», тут бац — и фокус.

— Если они решили так сделать, то, на мой взгляд, поступили правильно. Я доволен, не чувствую, что это незаслуженная награда. Мы много и долго работали — до седых волос и больше трех лет. Столько сил и нервных клеток потратили, чтобы сделать фильм. Не знали, получится что-то или нет. До этого в России таких фильмов не снимали. Мы в этом смысле прокладывали дорогу. Поэтому поощрение от индустриального сообщества нам приятно. Честно говоря, я чувствую, что мы честно заработали эту награду. Жаль, что не номинировали нашего оператора Сергея Астахова, потому что он достояние нации, гений. Его надо каждый год награждать. Вот это мне было странно, а все остальное — нет.

Смотрите фоторепортаж по теме:

«Золотой орел-2018»: лики победителей

22 фото

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.