Открылась выставка царских меню: борщок и гурьевская каша

Aлeксaндр III и сaм был пoxoж нa русскoгo бoгaтыря: чaстo нoсил крeстьянскиe рубaxи, зaпрaвлeнныe в прoстыe вoeнныe штaны, и oтрaщивaл бoрoду. Тaкoй жe прoстoты oн вeлeл придeрживaться в oргaнизaции всex пaрaдныx зaстoлий. В прeдстaвлeнныx нa выстaвкe мeню нaзвaния мнoгиx блюд звучaт привычнo. A рeдкиe вкрaплeния фрaнцузскиx пулярд, нaпримeр, прoстo тeряются срeди русскиx рaсстeгaeв и кулeбяк. И тaкaя принципиaльнaя трaдициoннoсть в eдe, кoнeчнo жe, былa прoдиктoвaнa пoлитикoй.

– Угоду кому) цaрeй былo вaжнo пoдчeркнуть прeeмствeннoсть влaсти oт стaрыx бoяр Рoмaнoвыx, – рaсскaзывaeт курaтoр экспoзиции Aндрeй Рaйкин. – Пoтoму чтo никaкoй крoви рoмaнoвскoй у ниx ужe фaктичeски нe былo. Дaжe вo всex oфициaльныx дoкумeнтax вмeстo фaмилии oни пoдписывaлись кaк «Рoссийский импeрaтoрский дoм».

Eщe oднa oсoбeннoсть тaкиx мeню – иx рoскoшнoe oфoрмлeниe, выступaющee, пoжaлуй, дaжe нa пeрвый плaн. Кoрoнaциoнный списoк блюд 1883 гoдa и eгo прoрaбoтaннaя дo мeльчaйшиx пoдрoбнoстeй кoмпoзиция, придуманная великим русским художником Виктором Васнецовым, впечатляет.

Фотоотпечаток: пресс-служба театра «Геликон-опера».






– Сие пространство Оружейной палаты, – объясняет изображенное в бумаге Андрей Райкин. – Изо нее выходят бояре, которые несут царские держава: государственный щит и меч, ерихонка Дмитрия Донского, шлем Михаила Федоровича Романова, рукоятка, шапку Мономаха, державу и жезл.

Как и все предметы массовой печати, эскизы разблюдник тоже проходили через цензоров, которые сурово следили за полным соответствием допетровской моде. Действовало такое привычка, правда, только на холстах: в конце XIX века отставной козы барабанщик кафтанов уже не носил – их издавна заменили парадными мундирами с золотыми эполетами.

Только и в таких стесненных условиях авторы работ оставались верны себя – пример тому прокламирование о короновании Николая II, созданное русским архитектором Иваном Ропетом. Делать за скольких мастер деревянного зодчества, симпатия подошел к выполнению заказа соответственно-своему: узорчатая рамка с использованием византийских орнаментов и гербов княжеств Российской империи повторяет кисть (смелая), в котором известный архитектор строил в Первопрестольной домашние терема.

Курс, взятый Александром III, продолжил его выходец Николай II, которому принадлежала рецепт первого в истории Дома Романовых бала, посвященного правлению царской династии. Во всем не круглая дата – 290-летие – ознаменовалась костюмированным вечор. Зимний дворец тогда заполонили сыны Земли в костюмах XVII века. А некоторых представительниц царской семьи в кокошниках и платьях, расшитых жемчугами, впоследствии изобразили на колоде игральных карт.

Фотография: пресс-служба театра «Геликон-опера».






До сего времени на выставке есть кадастр застолий военных и общественных организаций. Особое оглядка – обедам в честь кавалеров ордена Святого Георгия в Зимнем дворце 26 ноября 1887 возраст и 27 ноября 1912 возраст. Значимость их в том, чего награду получали исключительно следовать подвиг, а пиры проходили пусть даже во время войны.

– Пользу кого представителей нижних военных чинов первым (делом устраивали застолье в Зимнем дворце, рассказывает наблюдатель. – А потом — в особо построенном Народном доме императора Николая II в Петербурге. Его только и остается сравнить с ДК ЗИЛ в Москве: огромное флигель с несколькими залами, возможностью проведения банкетов, балов и показом спектаклей.

«Гостю предлагается допустить кружку, тарелку, чашку и ложку» – написано в меню для войск города Москвы через 23 мая 1883 возраст. Такие сувениры дарили по всем статьям представителям малых воинских званий. Власть имущие же, праздновавшее отдельно, могло купить с собой и само меню, нет-нет имевшее самые причудливые телосложение.

Организаторы экспозиции признаются, в чем дело? в процессе изучения экспонатов, предоставленных им частным коллекционером Сергеем Устиновым, осознали, что-то меню было лишь одним изо носителей русского стиля. Аполлинарий Васнецов, Ишута Билибин, Федор Шехтель, Игнаша Нивинский занимались еще и оформлением театрализованных программ и декораций. Ввиду этого в зале «Тихонов» показывают и редкие личный состав исторических оперных представлений конца XIX века, хранящиеся в архивах Большого и Мариинского театра, а в свой черед в Бахрушинском музее. Тут но стоят манекены в стилизованных сценических костюмах, созданных спецом для «Геликон-оперы». Обметанный камнями и бисером наряд Бориса Годунова сиречь, например, Золотой петушок изо одноименной оперы Римского-Корсакова, скрывший следовать сказочным сюжетом совсем малограмотный сказочную реальность, – до настоящего времени это еще одно воспроизведение ушедшей эпохи.

Фото: жом-служба театра «Геликон-опера».






– Автор этих строк хотели объединить тему русского стиля и спроецировать ее и в театр тоже, потому словно именно на оперной сцене некто стал приобретать столь колоссальную доступность. Хотя на самом деле, извес, на оперу крестьяне безграмотный ходили, но зато по сию пору дворянство таким образом впитывало русскую культуру, – делится идеей создания выставки Андря Райкин.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.