Летающий балет в Геликоне

Фото: пресс-служба театра «Геликон-оперы»

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины»… Эти, знакомое каждому культурному человеку, чеканные терцины Данте Алигьери, 750-летие со дня рождения которого, в этом году отмечает весь мир, и есть три первые строчки открывающие «Божественную комедию»… Потрясающее и до сих пор леденящее душу современного человека описание загробного мира и одновременно анталогия мира человека средневекового…

Мы уже давно привыкли к тому, что в балет все глубже внедряется в сферу серьезной литературы и высокой поэзии. «Анна Каренина» Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, Пушкин, Байрон, Лермонтов… «Трилогия» итальянского хореографа Эмильяно Пеллисари в свою очередь навеянная бессмертным произведением великого итальянского поэта и мыслителя — это три части на которые распадается дантовская поэма: «Ад», «Чистилище» и «Рай». По признанию хореографа отправной точкой в его зрелищно-философском хореографическом построении стала идея воплощения «надмирного измерения», пространства в которое перенесутся 13 актеров буквальным образом паря в воздухе и изображая «невесомые души» описанные в «Божественной комедии».

Ведь балет Пеллисари подобно синтетическим балетам эпохи Возрождения — это соединение различных искусств: танец и цирк, тут, к примеру, предстанут в органическом единстве. Вспоминается в этом балете также к техника барочных постановок с их причудливыми театральными обманами, с помощью которых занятые в спектакли танцовщики, акробаты и актеры попытаются, часть за частью воссоздать хореографическими средствами дантовскую историю восхождения.

Фото: пресс-служба театра «Геликон-оперы»

Стиль хореографа Эмильяно Пеллисари критики определяют как «причудливую изобретательность». «В его спектаклях всё построено на игре телодвижений и театральной машинерии, которую хореограф изучал, постигая методы эллинистического театра, фантастического сценического пространства эпохи Возрождения и механических изобретений семнадцатого века. Фигуры, не подчиняющиеся законам гравитации, игры, необъяснимые для понимания. Истинная головоломка для зрителя, но и одновременно большое наслаждение невероятной хореографией и необычной сценографией» — напутствует зрителей, например, издание Il Giornale.

Мужчины и женщины, земные и надмирные, смертные и бессмертные, описанные в «Божественной комедии» Данте, в концепции Пеллисари – лишь воспоминания, видения, желания, идеи. Соответственно и путь из ада в рай в балете постепенно дематериализуется: узнаваемые в начале спектакля отсылки к поэме и её персонажам мало-помалу становятся менее явными все более приобретая черты свойственного балетному искусству обобщения. Этому способствует и музыка, которая от начала к концу повествования теряет мощь и переходит в сферу эфемерного звучания электронных инструментов.

— Хотя коллектив объездил весь мир, В Россию он приезжает впервые – рассказал «МК» худрук «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. – Это первая балетная труппа, которая выйдет на нашу сцену. И вообще это первые зарубежные гастроли на сцене нашего театра после реконструкции, и они станут первым опытом сотрудничества театра «Геликон-опера», посольства Италии в России и итальянского института культуры в Москве, с помощью которых эти гастроли, собственно, и были организованны. Работают артисты на грани между балетом и акробатикой, используя постановочные трюки в цирковом духе. А для того, чтобы этот спектакль провести нужна определенная технология сцены — это одна из причин почему в России этот коллектив ещё не был. Такое технологическое оборудование у нас есть , поэтому мы уже через несколько дней с радостью принимем этот театр из Италии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.