Из-за каких сокровищ Кремль уступил господство Португалии

Нeбeсный глoбус. фoтo: прeсс-службa музeeв Мoскoвскoгo Крeмля

A с чeгo этo нaслeдиe Пoртугaлии oкaзaлoсь в Крeмлe? Пeрвый вoпрoс, который настигает почти любого, кто слышит про выставку «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII веков». Слово директору музеев Елене Гагариной: «Продолжая серию выставок, знакомящих посетителей с сокровищницами европейских монарших дворов, мы обратились к истории и культуре Португалии как огромной империи, оказавшей серьезное воздействие на самые отдаленные уголки земного шара. Тот факт, что метрополия повлияла на становление новой культуры и религии колоний, неоспорим, однако мы ставим целью продемонстрировать и ответный процесс. Впервые в выставочном проекте показывается на примере уникальных предметов, входивших в европейские сокровищницы, как повлияло на искусство, культуру и науку стран Старого Света появление португальцев в Африке, Индии и Южной Америке»

Ключевой сюжет выставки — море и все из него вытекающее, поэтому основа дизайна экспозиции — корабельные канаты. Благодаря выходу к Атлантическому океану португальцы стояли у истоков ошеломляющих географических открытий, пошатнувших картину мира. Их мореплавателям в XV–XVI веках принадлежат исследования побережья Африки, открытие пути в Индию, к архипелагам Юго-Восточной Азии, достижение Китая и Японии, а в западном полушарии — Бразилии.

Глобальная европейская экспансия вылилась в мировую торговлю. Как следствие — экономическое процветание, основанное на поставках в Европу пряностей, экзотических восточных товаров и драгоценных камней из Индии. В этих условиях зарождалась многогранная и самобытная португальская культура. Ее неповторимый художественный стиль пронизан мотивами океанских плаваний и путешествий новых «властителей океана».

Та самая ширма. фото: пресс-служба музеев Московского Кремля

Взять, допустим, изящное блюдо, украшенное первоклассным чеканным декором. В центре — каравелла с распухшими парусами, стремящаяся по бурному морю. А окольцовывает ее, как это часто бывает в португальском искусстве, орнамент с диковинными цветами, которыми славится государство. Похожее по декору блюдо встречается и в фаянсе. Только рисунок его более экспрессивный и менее сюжетный, например, по сравнению с серебряным «клоном» и почти правильными копиями китайского фарфора предшествующих времен.

Вывоз португальцами китайского фарфора в Европу достиг апогея к концу XVI века, когда португальцы обосновались в Макао, получив козырную площадку для торговли с Китаем и доступа в Кантон наравне с мусульманскими и азиатскими купцами. Тут особое место у Японии, выставка акцентирует внимание на ее взаимоотношениях с Португалией.

Вот чернильно-золотая ширма, изготовленная в Киото и привезенная в Москву из уважаемого лондонского музея Виктории и Альберта. Такие перегородки заказывали богатые японские купцы, жаждавшие постичь загадочных иностранцев и познать большой мир, который португальцы так неожиданно приблизили к японским берегам. Отсюда на ширме корабль, доставляющий сокровища и счастье из-за морей, а европейцы изображены почти как сверхъестественные существа, приносящие удачу. Нет, это не глюки художника; в Японии действительно прибытие португальцев сначала считалось даром богов или «божественного ветра», который вынудил их корабль отклониться от намеченного курса.

Это вполне могло случиться, учитывая, что в 1504 году король Португалии Мануэл I запретил производство «карт мореплаваний» (на выставке их достаточно, чтобы проследить эволюцию представлений европейца о мире) и «больших и малых шаров (глобусов)», чтобы сохранить знание мира в тайне. Зато были разрешены небесные глобусы. Наиболее ценный из сохранившихся глобусов XVI века прибыл в Кремль из португальского Национального дворца Синтры. Его директор Инеш Ферро гордится раритетом из золоченой меди, представляющим собой небесную сферу с созвездиями и знаками Зодиака. Он состоит из 12 клиновидных пластин, укрепленных на металлической арматуре и окруженных снаружи меридианом. Это дело рук Кристофера Шисслера из Аугсбурга, мастера геометрических и астрономических инструментов. Любопытно, что изображения звездной сферы сделаны на основе блестящей серии рисунков Альбрехта Дюрера и Конрада Хейнфогеля «Образы неба».

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина во время предпоказа выставки «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI – XVIII веков» в выставочном зале Успенской звонницы. Фото: mskagency.ru

Выставка богата и изобразительным рядом. Тут Дюрер тоже в деле, но уже со своими гравюрами; особенно хорош чудаковатый носорог из коллекции ГМИИ им. Пушкина. Впервые животное увидели в Европе в 1515 году. Его привезли из Индии в качестве подарка португальскому королю Мануэлу I от местного правителя. В Лиссабоне носорога выставили на всеобщее обозрение, а потом решили подарить папе Льву Х. Отправили его в Рим кораблем, который по дороге затонул. Дюрер создал гравюру по описаниям жителей Лиссабона. Среди них был купец, который наделил экзотическое животное вымышленными чертами: щитами, напоминающими броню, и чешуей на ногах. Даже это не мешает воспринимать изображение дюреровского носорога как вполне реальное.

Одно из главных сокровищ экспозиции — ветхий… пергамент. Это знаменитый рукописный Тордесильясский договор 1494 года, благодаря которому разрешились спорные геополитические вопросы между Португалией и Испанией. По соглашению, подписанному Жуаном II и испанскими правителями Кастилии и Арагона, все земли, открытые к востоку и юго-востоку от островов Зеленого Мыса, что в Атлантике, будут принадлежать Португалии, а все, что к западу — Испании. Однако святейший изобретатель «папского меридиана» папа Александр VI слегка прогадал. В дальнейшем португальцам по закону перепали не только Бразилия (считавшаяся островом) с сумасшедшими запасами алмазов и других драгоценностей, но и право вступить на землю Америки. Так что прежде чем что-либо предпринимать, желательно понимать, с чем вы имеете дело.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.