Андрей Макаревич: «В голосе Леонарда Коэна было что-то шаманское»

фoтo: en.wikipedia.org

Нa прeзeнтaции aльбoмa aртист был счaстлив, вeсeл и oпрoвeрг свoи слoвa: «Нeдaвнo я зaявил, чтo гoтoв умeрeть. Я нeмнoгo прeувeличил. Всeгдa слишкoм дрaмaтизирую ситуaцию. Нa сaмoм дeлe я нaмeрeн жить вeчнo». Тeпeрь oн oстaнeтся жить вeчнo в пaмяти миллиoнoв слушaтeлeй пo всeму миру и мнoгиx музыкантов, поэтов, на которых повлиял. Кроме многочисленных песен, Леонард Коэн выпустил несколько сборников стихов и два романа, а также снял фильм «Отель», получивший Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре. Артист введен в «Канадский музыкальный зал славы», в 1991 стал Офицером Ордена Канады, а в 2002 – Компаньоном Ордена Канады, удостоившись высшей награды для гражданина этой страны. На основе историй из жизни Коэна можно написать целый приключенческий или экзистенциальный роман: например, в 1990-е годы он девять лет провел в уединении, в дзен-буддистском монастыре в Калифорнии, не выпуская ничего, едва не был убит продюсером Филом Спектором и был одной из самых видных фигур в компании Энди Уорхолла.

В самом начале пути Коэн тяготел к фолк-музыке, позже, в 1970-е – к поп-музыке и кабаре, а в 80-е его стиль и вовсе кардинально изменился. Именно в этот период стали появляться композиции, которые сегодня ассоциируются с его личным творческим почерком. Это часто эмоционально напряженные вещи с тяжелыми, сложными текстами об одиночестве, непростых отношениях между людьми, религии, порой – сексуальности, которые артист поет своим узнаваемым, низким голосом под аккомпанемент синтезаторов с вкраплением женского бэк-вокала. Леонард с юности экспериментировал в музыке и поэзии. В 22 года (в 1956 году) он выпустил первый сборник стихов «Давайте сравним мифологии», спустя 5 лет – второй («Коробка пряностей земли»). В 60-х будущий артист вел аскетичную жизнь: он переехал на греческий остров Идра, где написал романы «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники», первый – автобиографичный, о том, как молодой человек постигает самого себя, сочиняя книги.

В 1967 Коэн переехал в США, где начал карьеру фолк-музыканта. В тот период он подружился с Энди Уорхоллом, написал одну из своих самых известных песен «Сюзанна», ставшую хитом в исполнении Джуди Коллинз, и познакомился с продюсером Джоном Хаммондом. Благодаря ему вышел первый альбом «Песни Леонарда Коэна», сразу поднявшийся на вершину американских чартов. После него было еще несколько пластинок, а в 1971 музыку композитора прозвучала в фильме Роберта Олтмена «Маккейб и миссис Миллер». Примерно в то же время артист отправился в турне по США, Канаде, Европе и начал сотрудничать с певицей Дженнифер Уорнс. В 1977 он выпустил альбом «Смерть дамского угодника», который записывал с продюсером Филом Спектором. Потом Коэн утверждал, что эта работа была нелегкой: якобы Спектор даже угрожал ему арбалетом во время ссоры из-за творческих разногласий. Через два года появилась пластинка «Недавние песни», после которой Леонард замолчал на целых пять лет, зато потом – сразу выстрелил своим, пожалуй, самым знаменитым хитом «Аллилуйя». И с него началась уже совсем другая музыкальная история.

Леонарда Коэна вспоминают не только зарубежные коллеги, но и российские музыканты. Двое из них поделились с «МК» своими мыслями о личности артиста.

Сергей Мазаев («Моральный кодекс»):

— Мне очень нравилось его творчество, его поэзия. Леонард Коэн – очень яркая звезда на канадском музыкальном небосклоне. У него были совершенно потрясающие хиты. Он был одним из величайших мировых артистов и прожил очень красивую, хорошую, долгую жизнь (82 года – это уже достаточно преклонный возраст), оставил после себя прекрасное наследие. Он отличался от других музыкантов своими изящными стихами, своим голосом, своим шармом, колоритом. При этом Леонард Коэн, будучи ярким представителем настоящей интеллигенции, как мне кажется, очень корректно оценивал самого себя: он не позиционировал себя как вокалист, в его творчестве доминировала поэтическая составляющая. Я думаю, сегодня возможно возникновение фигур такой же величины, и, к счастью, они рождаются. Просто нам, современникам, это пока неочевидно, но следующие поколения будут оценивать настоящее (а для них уже прошлое) иначе. Печально, когда уходят великие, это всегда большая потеря. Главное, не забывать о них, писать материалы, публиковать стихи, проводить вечера памяти, чтобы у молодых людей была возможность соприкоснуться с тем, что они создали.

Андрей Макаревич («Машина времени»):

— Вы шокировали меня… Я сейчас нахожусь за границей и узнал о том, что умер Леонард Коэн, только от вас. Он был совершенно уникальным артистом, он обогатил современную музыку очень хорошей, талантливой поэзией, как, кстати, Боб Дилан в свое время. Удивительно и прекрасно, что он работал на сцене до последних своих дней. В его голосе было что-то шаманское, необъяснимое законами пения. Я очень любил его.

Смотрите видео по теме:
«»Я намерен жить вечно»: скончался легендарный музыкант Леонард Коэн»

07:20

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.